
Работа представлена на Четвертой Сибирской межрегиональной конференции "Современные подходы к организации юннатской деятельности, 4SRC2016". Новосибирск, 23–24 ноября 2016 г.
Геологическая экспедиция как развивающая социальная среда
В условиях отсутствия четкой стратегии молодежной политики и поддержки детских, подростковых и юношеских общественных объединений, направленных на решение задач личностного самоопределения и формирования идентичности молодежи перспективными являются идеи проектирования социальных сред, обладающих большими воспитательными возможностями. К их числу относятся развивающие социальные среды (РCC) — социальные оазисы [1]. Создание РСС апробировалось в летних лагерях отдыха. В развивающих социальных условиях (формирование высокой мотивации, создание общности с высоким темпо-ритмом, пространственная «зона видимости» для каждого индивида и группы, введение элементов «экстремальности» в совместную деятельность) ярко проявляется субъектность индивидов и групп. Особое значение имело то, что с уровнем развития группы повышается совместная активность участников группы.
Особенности детско-юношеской геологической экспедиции с точки зрения условий РСС:
- Формирование высокой мотивации через создание у подростков чувства «сопричастности» к особой субкультуре «…ты — ветра и солнца брат».
- Педагог или коллектив педагогов – организаторов экспедиции не столько взаимодействует с группой в декларативной форме, сколько выступает в роли группы единомышленников, тесно сотрудничающих со всеми участниками геологической экспедиции.
- Создание высокоорганизованной общности с высоким темпо-ритмом. Такая среда по уровню своей организованности резко контрастирует с обычной средой проживания, что способствует проявлению высокой включенности ребят в совместную деятельность.
- Стимуляция развития социально-направленной активности в личности, ее самости, формирование чувства «Мы».
- Создание условий для раскрытия потенциала каждого члена группы. Этому способствует разнообразная совместная деятельность в которой каждый открыт для всех.
- Социально-профессиональные пробы (испытания, моделирующие элементы конкретного вида профессиональной деятельности и отношений в экспедиционной среде).
- Экспедиция – это модель жизни с необходимостью принимать решения зачастую в условиях неполноты информации, что вносит элемент «экстремальности» в совместную деятельность, создает условия для проявления слаженности, согласованности внутри группы.
Характеристики экспедиции как субъекта коллективной деятельности:
- целенаправленность — стремление к основной общественно значимой цели;
- мотивированность — активное, действенное отношение к совместной деятельности;
- целостность – единство составляющих элементов;
- структурированность;
- согласованность – гармоничное сочетание участников экспедиции;
- организованность – упорядоченность, подчиненность определенному порядку выполнения совместной деятельности;
- результативность – способность достигать положительного итога
Социально-психологический результат экспедиции – формирование группы как субъекта. Для диагностики сформированности коллектива автором используются типовые характеристики групп разного уровня развития, разработанные Л.И. Уманским и А.С. Чернышевым [2], где выделяются:
- Диффузная (номинальная) группа: характерно отсутствие психологического единства группы по главным направлениям деятельности, хотя возможно достижение психологического единства на второстепенной, случайной, временной (не деловой) основе.
- Группа-ассоциация: группы, в которых плохо выполняется основная групповая деятельность. Они не имеют своего общественно ценного лица. Актив в таких группах недостаточно действен. Учащиеся взаимно внушаемы и конформны в поведении. Общий тон – пассивная созерцательность. Стиль самоуправления в таких группах – импульсивный.
- Группа-кооперация: достаточно организованные и сплоченные группы, но проявляют активность, прежде всего в собственных интересах, проявляют групповой эгоизм, противопоставляют себя другим группам, строят межгрупповые отношения на основе конкуренции и соперничества.
- Группа-коллектив: группы успешно выполняют учебную и общественно-значимую деятельность, ответственно относятся к поручениям вышестоящих организаций, проявля ют высокую принципиальность и моральную чистоту в разнообразных формах поведения. Полученные группой задачи решаются не шаблонно, есть попытки найти наилучший вариант их выполнения. Группа психологически сплочена, сплоченность базируется на социально-ценных мотивах и целях.
Существует более дробная классификация уровня развития коллектива: низкий и ниже среднего (соответствует диффузной группе), средний и выше среднего (соответствует «группе-ассоциации»), высокий (соответствует уровню «группа-кооперация») и очень высокий (группа-коллектив»). Отнесение группы к тому или иному уровню проводится по коэффициенту согласованности мнений внутри группы. Расчет коэффициента выполняется по методике, предложенной Н.А. Котелевцевым [3].
В течение 2012-2016 г.г. нами были организованы полевая Геологическая школа экспедиционного типа для учащихся г. Екатеринбурга со стационарным палаточным лагерем и три экспедиции с передвижным лагерем. До и после экспедиций проводилось анкетирование, определялась степень преобладания форм организации совместной деятельности внутри группы, рассчитывался коэффициент согласованности мнений. Изменение результатов оценки участниками направленности, организованности, интеллектуальной коммуникативности и психологического климата представлены в таблице.
Установлено, что до участия в экспедициях преобладает авторитарный механизм принятия решений лидером группы, что отсекает возможность взглянуть на ситуацию с другой стороны. Внутригрупповая поляризация или отсутствует, или не проявляется. Победы и неудачи группы приписываются кому-то из группы, обсуждение неконструктивно, а в случае поражения сводится к взаимным обвинениям. Чувство «мы» проявляется только в условиях конкуренции с другими группами. Перед экспедициями коэффициент согласованности мнений составлял по разным группам от 0,18 до 0,3, что соответствует уровню развития группы ниже среднего (диффузная группа).
На начальных этапах экспедиций в группах подростков отмечается множество не связанных и не влияющих друг на друга взглядов, представлений отдельных членов группы. Это отражается на эффективности взаимодействия и коммуникации. Например, в условиях резкого увеличения темпа (необходимость организовать переправу при внезапном подъ еме уровня воды) различие во взглядах дезорганизовало деятельность группы, что создало угрозу порчи имущества в лагере. Отсутствуют общие нормы, ценности и эталоны – свидетельство низкого уровня развития субъектности группы.
По завершении Геологической школы (участвовали три группы) две группы находились на этапе развития «группа-ассоциация», одна – «группа-кооперация». Групповая динамика геологических экспедиций с передвижным лагерем была более стремительной, до уровня «группа-кооперация». Эти экспедиции отличалась большей экстремальностью, требующей большей скорости развития субъектности группы, особенно по критерию «принятие группового решения». Преобладающим типом стала совместно-взаимозависимая деятельность, что также свидетельствует о зрелости группы как субъекта коллективной деятельности.
После экспедиций участниками группы были оценены выше, чем прежде, деловые, творческие и нравственные качества группы. Это свидетельствует о росте принятия ребятами друг друга и группы. Общение с возможностью чувствовать свою общность, участвовать в совместных действиях, испытывая при этом положительные эмоции, выступает для членов группы тем механизмом, который снимает напряжение, создает ощущение психологической защищенности и удовлетворенности, потребности в принятии, признании и понимании.
В процессе экспедиционных полевых исследований ребята освоили управленческие, организаторские, исполнительские роли, которые выполняют функцию социально-профессиональных проб. После экспедиций они высоко стали оценивать у себя такие способности, как уверенность в себе, здоровье, умственные способности, ставя на последнее место, по ранговому распределению внешность. Это означает умение адекватно оценивать свои возможности. Осознание своих наиболее и наименее развитых качеств позволяет совершенствовать самоконтроль и определяет дальнейший путь саморазвития. Постэкспедиционный период, как правило, характеризуется увеличением интеллектуально-творческой активности подростков. В итоге, детско-юношескую геологическую экспедицию можно рассматривать как социальный оазис, а также как перспективную педагогическую стратегию положительной социализации подростков.
Литература:
1. Чернышев А. С., Сарычев С. В. Социально-психологические условия подготовки молодежных лидеров: экс периментальный подход // Экспериментальная психология в России. Традиции и перспективы / Под ред. В. А. Барабанщикова. – М.: Изд-во ИП РАН , 2010. – С. 827-832.
2. Уманский Л. И. Поэтапное развитие группы как коллектива // Коллектив и личность / Под ред. К. К. Платонова и др. – М.: Наука, 1975. – C. 77-87.
3. Котелевцев Н.А. Социально-психологические условия становления учебной группы субъектом совместной деятельности и общения. Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета, 2013. — № 3 (27). — Том 1. [электронный ресурс] URL: http://scientific-notes.ru/pdf/031-032.pdf
Работа представлена на Четвертой Сибирской межрегиональной конференции «Современные подходы к организации юннатской деятельности, 4SRC2016». Новосибирск, 23–24 ноября 2016 г.